Пять причин, из-за которых могла сорваться сделка "Тинькофф" и "Яндекса"

Пять причин, из-за которых могла сорваться сделка "Тинькофф" и "Яндекса"

Пять причин, из-за которых могла сорваться сделка "Тинькофф" и "Яндекса"

Недавно российский фондовый рынок воодушевила новость о возможной покупке «Яндексом» банка «Тинькофф» за $5,48 млрд. Акции обеих компаний взлетели, а инвесторы начали пристально следить за развитием событий. Однако до анонсированного объединения дело так и не дошло: компании объявили о прекращении переговоров. Пытаемся разобраться в возможных причинах срыва одной из самых перспективных сделок года.

Сумма и конкуренция

По сообщениям агентства Bloomberg, Тиньков был не удовлетворен предложенной «Яндексом» суммой — $5,48 млрд. На днях в прессе также появилась информация о том, что «Тинькофф» ведёт переговоры о продаже и с МТС. Однако сам Олег Тиньков уже опроверг эти слухи. Аналитики негативно оценили возможную сделку с МТС, ведь в случае её заключения МТС или АФК «Система» пришлось бы значительно увеличить долговую нагрузку.

Формат сделки и роль участников

При объявлении о возможной сделке между «Тинькофф» и «Яндексом» Олег Тиньков заявлял, что она произойдёт скорее в формате слияния двух известных брендов, а не поглощения – он сам и его команда остаются, чтобы строить вместе огромную инновационную компанию. Вероятно, «Яндекс» видел соглашение в ином свете, именно как покупку, и у компаний оказались разные взгляды на этот вопрос и формат будущего сотрудничества.

Препятствия со стороны государства

Еще одна вероятная причина — препятствия со стороны госорганов. Сделка «Яндекса» и «Тинькофф» предполагала значительное укрепление одной из крупнейших IT-платформ в России, еще и с развитым финансовым блоком. Возможно, это не понравилось властям. Подобные прецеденты уже случались в истории российского бизнеса, когда Федеральная антимонопольная служба отказала IT-гиганту Google в приобретении сервиса контекстной рекламы «Бегун» у «Рамблера». ФАС тогда сослалась на статью «О защите конкуренции».

Пять причин, из-за которых могла сорваться сделка "Тинькофф" и "Яндекса"

Личные мотивы Олега Тинькова

Сразу после появления информации о грядущем объединении, в сети и медиа появились комментарии о том, что банк «Тинькофф» ожидает участь всех проданных бизнесов Тинькова, среди них: сеть магазинов бытовой техники, продюсерская компания, ресторанный, пивной и пельменный бизнесы. Все они угасли после продажи. Некоторые эксперты предположили, что без основателя у руля подобная участь может ожидать и его банк. Кроме того, сам Олег Тиньков успел разочароваться в «Яндексе», написав в своём письме: «Я не верю в эту забюрокраченную компанию».

Нестабильная экономическая ситуация

На фоне второй волны пандемии коронавируса, которая набирает обороты как по всему миру, так и в России, растёт нагрузка на население и малый бизнес, ситуация остаётся нестабильной. Граждане продолжают терять покупательскую способность, несмотря на меры поддержки правительства, и бьют антирекорды по просрочке кредитов. По оценкам экспертов, каждый шестой кредит может остаться невыплаченным в этом году. По данным ЦБ, физлица уже просрочили по кредитам 915 млрд. рублей по состоянию на 1 сентября. Данные факты негативно отражаются и на деятельности банков, а их стоимость может снижаться в условиях экономической турбулентности.

Возможно, что на окончательное решение о разрыве договоренностей сторон повлияла совокупность внешних и внутренних факторов — как бы там ни было, факт остаётся: сделка «Яндекса» и «Тинькофф» отменена, а акции обеих компаний теряют в цене.